Числа в названиях литературных произведений

Решил собрать здесь имена числительные в названиях произведений литературы (гл.образом) и кинематографа, из того, что удалось вспомнить или отыскать:

0. И.Токмакова "Может, ноль не виноват?"

1. А.И.Солженицын "Один день Ивана Денисовича"
М.Ю.Лермонтов "Выхожу один я на дорогу. "
С.Надсон "Я встретил новый год один. "

2. Алекс Грек "Две свечи" (романс) :),
Александр Блок "Вдвоем"

3. "Три богатыря" (узбекская сказка)
А.Дюма "Три мушкетера"
Дж.Клапка "Трое в лодке, не считая собаки"
«Три орешка для Золушки» (популярная киносказка производства Чехословакии и ГДР, 1973)
А.П.Чехов "Три сестры"

4. И.А.Крылов "Квартет" (басня)
Лев Мей "Четыре строки"

5. Ихара Сайкаку "Пять женщин, предавшихся любви"
О.Мандельштам "День стоял о пяти головах. "

6. "Шесть демонов Эмили Роуз" (фильм)
К.Случевский "Каких-нибудь пять-шесть дежурных фраз. "

7. А.Толстой "Семь дней, в которые был ограблен мир";
Братья Гримм "Белоснежка и семь гномов" (сказка)

8. "Восьмое чудо света" (фильм, СССР, 1981)
Шон Макмуллен "Восемь миль"

9. Л.Андреев "Девять рассказов"

10. А.Кристи "Десять негритят"

11. Пауло Коэльо "Одиннадцать минут"

12. А.Блок "Двенадцать" (поэма)
Ильф и Петров "Двенадцать стульев"
С.Я.Маршак "Двенадцать месяцев"

13. Фазиль Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"
Андрей Саломатов "Тринадцать"

14. Александр Шолохов "Четырнадцать дней октября"

15. А.Блок "Ей было пятнадцать лет, но по стуку. "

16. В.Радкевич "Шестнадцать березок" (песня, муз. А.Трухина)

17. Ю.Семенов "Семнадцать мгновений весны"

18. Уильям Бриттен «Восемнадцать дюймов»

19. Малов Владимир "Девятнадцать мест в машине времени"

20. А.Дюма "Двадцать лет спустя"

30. О.Бальзак "Тридцатилетняя женщина"

33. Владислав Крапивин "Тридцать три — нос утри"
.
35. Светлана Богданова "ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ ФИЛОСОФИЙ" (афоризмы)
.

40. "Али-Баба и сорок разбойников" (арабская сказка)

50. М.Зощенко "Лялька Пятьдесят"

60. Тендряков В.Ф. "Шестьдесят свечей"

80. Ж.Верн "Вокруг света за восемьдесят дней"

90. Гребенщиков Борис "Девяносто дней и девяносто ночей. " ("Аригато")

100. Маркес Габриель Гарсиа "Сто лет одиночества"
101. Д.Смит "Сто один далматинец"

1000. Писемский А.Ф. "Тысяча душ"
1001. "Тысяча и одна ночь" (сказки)

20000. Ж.Верн. "Двадцать тысяч льё под водой"

100000. Карпенко-Карый Иван Карпович "Сто тысяч"

1000000. Даниил Хармс "Миллион"

1000000000. Аркадий и Борис Стругацкие "За миллиард лет до конца света"

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 19.05.2012. Имена числительные в названиях произведений.
  • 07.05.2012. Инаугурировали регургитанта.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

В подборку добавляются книги, в названии которых присутствуют числительные.

Огромное спасибо всем, кто помогает мне составлять подборку, добавляет книги! Ищу помощника 😉

P.S. Прежде чем добавить книгу, пожалуйста, воспользуйтесь поиском в подборке, возможно, здесь она уже есть.

ISBN: 978-5-699-28514-3
Год издания: 2009
Издательство: Эксмо
Серия: Интеллектуальный бестселлер
Язык: Русский

"451° по Фаренгейту" — роман, принесший писателю мировую известность. 451° по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Философская антиутопия Рэя Брэдбери рисует беспросветную картину развития постиндустриального общества; это мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных, а хранение книг преследуется по закону, интерактивное телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию, карательная психиатрия решительно разбирается с редкими инакомыслящими, а на охоту за неисправимыми диссидентами выходит электрический пес.

"451° по Фаренгейту" — роман, принесший писателю мировую известность. 451° по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Философская антиутопия Рэя…

ISBN: 5-352-01296-4
Год издания: 2005
Издательство: Азбука-классика
Серия: Азбука-классика (pocket-book)
Язык: Русский

Джордж Оруэлл (настоящее имя — Эрик А. Блэр), писатель острого, иронического ума, за свою недолгую жизнь создал множество произведений, из которых в нашей стране наиболее известны повесть-притча «Скотный двор» и знаменитый, ставший итогом жизненного и творческого пути своего создателя роман-антиутопия «1984», вошедший в данное издание. Написанный четыре с лишним десятилетия назад, этот роман и сегодня сохраняет свою актуальность.

Джордж Оруэлл (настоящее имя — Эрик А. Блэр), писатель острого, иронического ума, за свою недолгую жизнь создал множество произведений, из которых в нашей стране наиболее известны…

Год издания: 1980
Издательство: Вышэйшая школа
Язык: Русский

В романе — последнем из написанных Ремарком перед второй мировой войной — рассказывается о судьбах ровесников автора во время мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

Год издания: 1990
Издательство: Правда
Язык: Русский

Роман "Три мушкетера" является первой частью известной трилогии французского писателя Александра Дюма. Действие этого историко-приключенческого романа происходит во Франции в 20-х годах XVII века. Среди персонажей — исторические деятели (Людовик XIII, кардинал Ришелье, герцог Бекингэм и другие). Однако исторические события для Дюма только фон, на котором он причудливо развертывает занимательные события.

Роман "Три мушкетера" является первой частью известной трилогии французского писателя Александра Дюма. Действие этого историко-приключенческого романа происходит во Франции в 20-х…

ISBN: 978-5-17-063411-8, 978-5-403-02816-5, 978-985-16-7834-7
Год издания: 2010
Издательство: АСТ, Харвест, АСТ Москва
Серия: Великая судьба России
Язык: Русский

"Два капитана" — знаменитый роман В.Каверина об исследователях-путешественниках, воспевающий романтику научного поиска.
Книга была удостоена Государственной премии СССР (1946) и выдержала более сотни переизданий.

"Два капитана" — знаменитый роман В.Каверина об исследователях-путешественниках, воспевающий романтику научного поиска.
Книга была удостоена Государственной премии СССР (1946) и…

ISBN: 978-5-17-063284-8
Год издания: 2010
Издательство: АСТ
Серия: Книга на все времена
Язык: Русский

Это — культовейшая из культовых книг нашей страны.
Это — книга, которую любят все: от интеллектуалов до обывателей.
Это — попросту книга, раздерганная на великолепные цитаты еще в тот момент, когда она появилась на столах читателей.
Это — "Двенадцать стульев".
Желаете комментарии? А может, вам еще ключ от квартиры, где деньги лежат? Шутите, парниша!

Это — культовейшая из культовых книг нашей страны.
Это — книга, которую любят все: от интеллектуалов до обывателей.
Это — попросту книга, раздерганная на великолепные цитаты…

ISBN: 5-17-026682-0, 5-17-017316-4
Год издания: 2003
Издательство: АСТ
Серия: Классическая и современная проза
Язык: Русский

Идет время, сменяются эпохи, но читатели по-прежнему не могут оторваться от совершенно невероятной истории путешествия троих беззаботных английских джентльменов, пустившихся в плавание по Темзе вместе со своим любимцем — фокстерьером Монморенси.

Забавные недоразумения, веселые коллизии и полные комизма ситуации, из которых герои выходят, неизменно сохраняя истинно британское чувство собственного достоинства, и сегодня поражают своей оригинальностью и неувядающим юмором.

Читайте также:  Автокликер для мыши без установки

Идет время, сменяются эпохи, но читатели по-прежнему не могут оторваться от совершенно невероятной истории путешествия троих беззаботных английских джентльменов, пустившихся в…

ISBN: 978-5-91181-604-9
Год издания: 2007
Издательство: Азбука-классика
Серия: The Big Book
Язык: Русский

"Тринадцатая сказка" Дианы Сеттерфилд — признанный шедевр современной английской прозы, книга, открывшая для широкой публики жанр "неоготики" и заставившая англо-американских критиков заговорить о возвращении золотого века британского романа, овеянного именами Шарлотты и Эмили Бронте и Дафны Дюморье. Дебютный роман скромной учительницы, права на который были куплены за небывалые для начинающего автора деньги (800 тысяч фунтов за британское издание, миллион долларов — за американское), обогнал по продажам бестселлеры последних лет, был моментально переведен на несколько десятков языков и удостоился от рецензентов почетного имени новой "Джейн Эйр".
Маргарет Ли работает в букинистической лавке своего отца. Современности она предпочитает Диккенса и сестер Бронте. Тем больше удивление Маргарет, когда она получает от самой знаменитой писательницы наших дней Виды Винтер предложение стать ее биографом. Ведь ничуть не меньше, чем своими книгами, мисс Винтер знаменита тем, что еще не сказала ни одному интервьюеру ни слова правды. И вот перед Маргарет, оказавшейся в стенах мрачного, населенного призраками прошлого особняка, разворачивается в буквальном смысле слова готическая история сестер-близнецов, которая странным образом перекликается с ее личной историей и постепенно подводит к разгадке тайны, сводившей с ума многие поколения читателей, — тайне "Тринадцатой сказки"…

"Тринадцатая сказка" Дианы Сеттерфилд — признанный шедевр современной английской прозы, книга, открывшая для широкой публики жанр "неоготики" и заставившая англо-американских…

Исследовательская работа Яруткиной Яны (МОУ «Приволжская ООШ»)

Число – категория математическая, а не гуманитарная. Но в мире всё так связано друг с другом, и нельзя не заметить, что число живёт в нашем мире своей полнокровной жизнью, а литература передаёт то отношение к числу, которое существует в реальной действительности.

В данной работе попытаемся провести параллель между числом и событиями человеческой жизни, понять на самом ли деле существует такая связь и как она освещена в литературе, подвергаются ли влиянию магических чисел сами писатели и поэты.

Но вначале обратимся к названиям литературных произведений. Часто ли в них фигурируют числа? Да, число в названиях литературных произведений отнюдь не редкость. И в этом мы убедимся, перебирая в памяти известные нам названия книг русской и мировой литературы.

Число 1 довольно часто встречается в названиях произведений: « Пётр 1» А. Толстого, « Первая любовь» , « История одного города» и « Как один мужик двух генералов прокормил» – Щедрина, « Один день из жизни Ивана Денисовича» и « В круге первом» . Что же означает единица во всех этих названиях? «Пётр 1» — Числительное «1-ый » в данном словосочетании означает не только царский титул, но и то, что Пётр лучший среди многих, что он зачинатель нового, первопроходец – он — ПЕРВЫЙ. «Первая любовь»: первый опыт любви, юношеская чистота и возвышенность отношений между влюблёнными. «Один день из жизни Ивана Денисовича»: один из многих дней, такой же, как все последующие и предыдущие, но и такой день, который вбирает в себя всю лагерную жизнь с её жестокими гласными и негласными законами. Познакомившись только с одним из дней, мы понимаем всю систему взаимоотношений заключённых друг с другом, с лагерным начальством, отношение их к самим себе. «История одного города»: одного — значит, какого — то.

В астрологии 1- это источник всех чисел, начало всего живого, на него опирается единство вселенной.

Литературные произведения с числом 2 , выведенным в заглавие, тоже имеют место в литературе. Это « Два капитана» В. Каверина, « Два богача»- стихотворение в прозе , «Два великана»- стихотворение , « Легенда о двух великих грешниках» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Часто это число присутствует и в названиях фильмов: « Два бойца», « Служили два товарища», «Две судьбы» и др. Если мы видим число 2 в названии, то это означает либо сравнение, либо противопоставление главных героев или каких — то явлений друг другу или же оно олицетворяет полную гармонию, существующую между героями. Возьмём произведение « Два капитана». Саня Григорьев, главный герой романа, и капитан Татарников никогда не встречались друг с другом, но они настолько похожи друг на друга своим отношением к жизни, своими характерами, своей кристальной честностью, принципиальностью, твёрдостью, целеустремлённостью, и число 2 только подтверждает их духовное родство. Другое произведение « Два богача». Здесь — сравнение, где доброта бедняка, удочерившего сироту, нам гораздо симпатичнее доброты богатого, ведь бедняк отдаёт последнее, что у него есть. И наконец, « Легенда о двух великих грешниках». Оказывается, грешник грешнику- рознь: один, разбойник Кудеяр, покаялся в своих грехах:

Совесть злодея осилила,

Шайку свою распустил,

Роздал на церкви имущество,

Нож под ракитой зарыл…

А другой даже кичится своими злодеяниями:

Сколько холопов гублю….

А поглядел бы, как сплю. –

Здесь « 2» — полное противопоставление одного другому.

В нумерологии, части астрологии, о цифре 2 говорится как о числе, которое «выражает антитезу с такими крайностями, как день и ночь; стоит за равновесие и контраст, поддерживает равновесие, смешивая позитивные и негативные качества».

Если посмотреть на приведённые выше литературные примеры, то можно сделать вывод, что наше мнение в основном совпадает с мнением «астрологическим».

Вот мы наконец подходим к числу 3, самому, пожалуй, распространённому среди чисел в литературе и в жизни.

Сразу приходит на ум сказка. В сказках всё происходит трижды или на третий раз. В сказке о Василисе Премудрой царевна — лягушка, жена Ивана – царевича, получает от царя — батюшки 3 задания, Иван-царевич трижды спасает «друзей наших меньших» от смерти, а затем они тоже трижды помогают ему. Обычно в сказках среди героев 3 брата( 3 царевича, 3 принца ) или 3 сестры-3 дочери – например, в сказке о царевне- лягушке – 3 царевича; в сказках «Золушка», «Аленький цветочек»- 3 сестры; в сказке Андерсена «Огниво»-3 собаки. Вспоминаются сказки «Маша и 3 медведя», «3 поросёнка» и другие. Перечислять их можно до бесконечности. Число 3 выведено в заглавие и многих не сказочных литературных произведений: «Путешествие за три моря» Афанасия Никитина, «Три мушкетёра» А. Дюма, «Три товарища» , «Три смерти» , «Три сестры» , «Три толстяка» Алеши, «Третья стража»( «TERCIA VEGILIA»)-цикл стихов В. Брюсова, «Третья ракета» В. Быкова и т. д. Не только литература, но и другие виды искусства испытывают тяготение к числу 3: перед нами картина Васнецова «Три богатыря», икона А. Рубцова «Троица». Загадочное число 3. Что же оно обозначает? Три — это единое целое, это монолит, у которого общая основа. «Три богатыря» — сила, мощь, могущество. «Троица» — чистота, святость. «Три товарища», «Три мушкетёра» — дружба, взаимовыручка, взаимопомощь. «Три толстяка» — власть, богатство, жажда наживы. «Третий, третья…» употребляется уже в другом значении: последний, последняя, заключительная из возможных: ведь «бог любит троицу», именно троицу – не больше и не меньше. Третья ракета, и надо решаться – другого шанса не будет. И он решается и делает шаг в бессмертие. Число 3. В нём сосредоточена некая полнота и законченность. Не случайно многие произведения искусства имеют трёхчастное строение.

Читайте также:  Mooma узнать музыку из ютуба

Триптих – икона, состоящая из трех частей: средней доски, занятой главным изображением, и из двух привешенных к ней на петлях боковых створок с побочными изображениями (напр., на средней доске – Богоматерь с Младенцем, на створках – предстоящие ей святые).

В музыке, как и в живописи, как и в литературе, используется именно трёхчастное строение произведений: например, сонатная форма, состоящая из трёх этапов: экспозиция, разработка, реприза. Схематично это выглядит так: А – Б – А, где Б – переработка первоначальной темы — А. И сонаты, и симфонии строятся почти одинаково.

Три части — это характерно и для драматургии, для оперы, для балета – 3 действия в спектакле, в опере, в балете. Три части – такое строение имеет и сочинение (1ч.- вступление, 2 ч. – основная, 3 ч. – заключение).

Иногда писатель или композитор пишет три произведения, объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета. Такие произведения носят название «трилогия». Самые известные трилогии в литературе: трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»; трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»; трилогия «Хождение по мукам»(«Сёстры», «18 год», «Хмурое утро»).

Итак, 3 – число вселенское. Каждое явление во Вселенной, каждое существо проходит 3 этапа своей жизни: появление на свет (рождение) , развитие и, увы, исчезновение. В соответствии с этим возникают и действуют и законы искусства, литературы.

Число 7 нисколько не уступает по своей распространённости и значительности числу 3. У всех на слуху такие выражения, как: семь чудес света, до седьмого пота, семи пядей во лбу, семь вёрст до небес, быть на седьмом небе, семь пятниц на неделе, семь бед – один ответ, семеро одного не ждут, спустить семь шкур с кого — то и т. д. У нас цветов 7 дней недели, 7 цветов радуги, 7 нот, гитара – семиструнная, шаги- семимильные и т. д. Даже слово «семья» состоит из 7 «я». Немало «семёрок» и в названиях произведений: «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» , «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Рассказ о семи повешенных»Л. Андреева, сказка «Цветик — семицветик», фильм «На семи ветрах», фильм «Семеро смелых» и др. В пушкинской «Пиковой даме» Германну не даёт покоя заветная карта «Тройка. Семёрка.Туз.». У Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» на поиски счастья отправляются семь мужиков.

В каком году — рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков,

Чем заслужило число 7 такую популярность? Какая тайна сокрыта в этой цифре? (В нумерологии число 7 – символ удачи и оккультных знаний. Недаром «Семеро смелых» становятся» становятся победителями в борьбе со стихией, «спящая царевна» находится под покровительством 7 богатырей, «цветик — семицветик» приносит счастье и удачу своей обладательнице, а 7 мужиков получают возможность обойти всю Русь) Может быть, тайна числа 7 в его происхождении?

Число семь получило свою мистификацию благодаря семи планетам на небе. В связи с этим 7 ярчайших светил превратились в богов. У египтян было семь изначальных высших богов, у финикийцев — семь кабиров, у персов — семь священных коней Митры, у парсов — семь ангелов, противостоящих семи демонам, а также семь небесных обителей, соответствовавших семи нижним сферам. Согласно арабской легенде, семь ангелов охлаждают Солнце с помощью льда и снега, дабы оно не испепелило Землю, и семь тысяч ангелов каждое утро приводят в движение Солнце. Две древнейшие реки Востока — Ганг и Нил — имеют по семь устьев. В древнем Востоке было семь главных рек (Нил, Тигр, Евфрат, Окс, Джаксартез, Аракс и Инд), семь знаменитых сокровищ, семь городов, полных злата, семь чудес света, седьмой день Бог отдыхал, создавая мир. И у нас считается седьмой день недели, воскресение, выходным Число 7, как и число 12, символизирует некую периодичность, цикличность или единение различных величин и понятий.

Число 12. Про него сказано и написано достаточно много — 12 апостолов, 12 месяцев в году, двенадцатилетний солнечный цикл; список можно дополнить и последними открытиями в области изучения магнитной природы. Учёные установили, что существует 12 основных типов излучения, которые изменяются в течение года и практически соответствуют 12 знакам зодиака. Этот удивительный факт заставляет с большим вниманием отнестись к мудрости наших предков. Число 12 встречается и в названиях литературных произведений: « Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, «12»- поэма А. Блока, «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, в мифологии — «12подвигов Геракла». Число 12, как уже было сказано выше, выражает цикличность, периодичность, конец одного и начало чего — то нового.

Зловещий смысл числа 13 как неизбежного предвестника Смерти отображен и в Библии. Всем известна история с тринадцатью апостолами на Тайной вечере. Отсюда пошло поверье, что, если в трапезе участвуют тринадцать человек — один из них в течение года непременно умрет.

По аналогии с христианскими преданиями число 13 считалось несчастливым и у жителей Севера. Скандинавский бог Один по легенде основал жреческий клан из 12 богов, каждый из них символизировал одно из священных имен самого Одина. Все боги обитали на священной горе, где находилась Валхалла — место, куда после смерти попадали герои и воины и где они пировали вместе с богами. Любимым сыном Одина был Бальдр Прекрасный — и по аналогии с Иисусом он также был убит во время пира в Валхалле пробравшимся туда незваным богом — Локки. Это послужило как причиной падения самой Валхаллы, так и причиной наступления темных веков земной истории — Рагнарека.

Число 13, по преданиям, — это еще и необходимое количество ведьм для участия в шабаше.

Однако в некоторых восточных традициях к этому числу относятся с большим уважением. В пантеоне индийских богов находится 13 Будд, число мистических дисков на буддийских пагодах также равно 13. Священным это число является и у мексиканцев, которые поклоняются 13 богам.

Дело здесь, скорее всего, в разных философиях жизни и смерти. На Востоке число 13 и число 4 также символизировали физическую смерть, но она одновременно являлась и очередной ступенью в духовной трансформации, поэтому не было особых причин испытывать перед ней столь великий ужас.

Можно долго гадать, каким же именно значением числа 13 руководствовались масоны, приложившие руку к созданию Соединенных Штатов Америки, но то, что число 13 было ключевым в символике вновь создаваемого государства,- это несомненно. С одной стороны, число 13 не должно быть в особом почете у масонов — ведь именно в пятницу, тринадцатого числа был уничтожен секретный орден тамплиеров — прообраз будущего масонства. Однако первоначально Американский Союз состоял из 13 штатов, их девиз "Вместе в единстве", написанный на латыни, состоял из 13 букв, американский орел имеет 13 перьев на каждом крыле, 13 листьев на оливковой ветви, 13 полос на флаге. Список подобного повторения числа 13 в символике США можно продолжать долго, возможно, оно было столь популярным именно как символ становления принципиального нового государства и трансформации старых порядков, возможно и нет.

Читайте также:  Браузер опера без яндекса

В названиях литературных произведений число 13 встречается не так часто, как другие числа 3, 7, 12. Можно назвать такие произведения, как « Тринадцатый подвиг Геракла» Ф. Искандера, «Тринадцатый апостол»( или «Облако в штанах» в окончательной редакции) В. Маяковского. 13 – число роковое, «гибельное», магическое. В поэме В. Маяковского 13- это разрушительная сила, сметающее всё на своём пути.13 – отрицание всего прежнего, 13 – против косности и застоя, но оно и животворящее начало. «Тринадцатый подвиг Геракла» действительно неудавшийся «подвиг»; не удавшийся, несмотря на все старания, удивительную изворотливость и неимоверные усилия со стороны главного героя. Герой сражён и раздавлен. И тем не менее 13 здесь не зловещее число, 13 смеётся, издевается над героем, но смех этот не разрушительный, а всего лишь поучительный. В обоих произведениях 13 выступает не совсем в своём амплуа, автор видоизменяет их зловещую суть.

Числу 13 сродни число 4, т. к. оно складывается из единицы и из числа 3 (1+ 3= 4). Это тоже роковое число, и в реальности оно занимает своё определённое место: на Земле 4 времени года, в астрологии 4 стихии (земля, воздух, огонь, вода). В литературе многие стихотворные произведения состоят из четверостиший. Некоторые произведения состоят из 4- х частей. Маяковского «Облако в штанах» или «13 апостол» — тетрастих — т. е. произведение из 4-х частей (четырёхчастное). В названиях произведений число 4 почти отсутствует, за исключением некоторых, например:«Четвёртая высота»- повесть о Гуле Королёвой, «Квартет» (квартет – 4 исполнителя).
Несчастливая цифра 4 входит в состав числительного 40. Не потому ли 40 тоже считается роковым, несчастливым числом: сороковые годы принесли с собой войну, гибель- это трагическое для нашей страны и для всего мира время. «Сороковые — роковые»- как написал один поэт о годах войны. В народе существует поверье, что праздновать сороковую годовщину (роковую дату) не к добру. Лавренёва «Сорок первый», судя по входящим в её название цифрам (числам), уже предрекает читателю, что история, рассказанная автором, будет печальной, трагической, т. к. цифра 4- это гибель, но в то же время она обещает быть яркой, т. к. цифра 1- число Солнца, которое означает силу и горение. Действительно, перед нами проходит история любви, неожиданной, внезапной и трагической: девушка, красный боец, полюбила белогвардейского офицера и, случайно пощадив его в начале повести, убивает его своей рукой в финале. Ещё одна цифра 40- сороковая, последняя, запись в дневнике главного героя романа Е. Замятина. Именно на ней заканчивается снова ( под стать цифре) трагическая история жизни главного героя — хотя он жив, но душа его уничтожена.

Совпадение ли всё сказанное выше или на самом деле числа обладают магнетизмом и влияют на нашу жизнь? Но не так ли много совпадений?

Магические числа в жизни писателей и поэтов

В 19 веке и в начале 20 века многие увлекались астрологией и верили в магию числа. Писатели, как люди тонко чувствующие действительность, иногда тоже оказывались в плену чисел. Они верили в счастливые или, наоборот, в несчастливые числа. Так всем известны роковые, загадочные даты рождения и ухода из жизни : 1814 г.- 1841 г., где последние цифры поменялись местами: предполагал и даже был уверен, что и над ним давлеет рок и дата его ухода предрешена. 1818 год — год его рождения. Сама по себе дата очень необычная: совпадают две первые и две последние цифры. По мнению , последним годом его жизни должен был стать 1881 г., т. е. последние две цифры должны были поменяться местами: 1818— 1881 . Но Тургенев ошибся, он прожил на два года больше предполагаемого. Лев Николаевич Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна 9 сентября — 28 августа по старому стилю. На протяжении всей жизни это число играло величайшую роль в его судьбе. По крайней мере, так верил он сам. 28 числа на свет появился сын Сергей. А 28 октября Лев Толстой ушел из Ясной Поляны.

"28" сыграло свою роль и в творческой биографии писателя. искал примеры для работы «Что такое искусство», то выбрал из разных сборников стихи французских поэтов, которые были опубликованы на 28 странице. Для героя романа «Воскресение» Нехлюдова датой перерождения назначил дату 28 апреля. А вот дата 23 сентября — дата женитьбы на Софье Андреевне Бернс, по астрологическим прогнозам, не сулила ничего хорошего. И хотя любила своего мужа, заботилась о нём, о семье, не было комфортно в этом браке. И может быть, уход его из дома в конце жизни был уже предопределён ещё тогда в день «злополучного» 23 сентября. О числах 33 и 37 и о том, что эти числа являются роковыми писал в своём стихотворении «О фатальных датах и цифрах» В. Высоцкий:

Кто кончил жизнь трагически, тот — истинный поэт,

А если в точный срок, так — в полной мере:

На цифре 26 один шагнул под пистолет,

Другой же в петлю слазил в «Англетере».

А в 33 Христу – он был поэт, он говорил:

«Да ни убий!» Убьёшь – везде найду, мол.

Но – гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,

Чтоб не писал и чтобы меньше думал.

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель,

Вот и сейчас – как холодом подуло:

Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль

И Маяковский лёг виском на дуло.

Задержимся на цифре 37! Коварен бог –

Ребром вопрос поставил: или — или!

На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,-

А нынешние как-то проскочили.

Да, число 33- распятие Христа и число 37 – гибель многих поэтов поистине наводят на мысль, что магия числа весьма возможна.

Если придерживаться взглядов астрологов, что каждая буква соответствует определённой цифре, складывая которые получаем судьбоносное число, то не найдём ли мы соответствия этому в литературе?

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *