Что такое уровень звука

Уровень звука — уровень звукового давления шума в нормируемом диапазоне частот, корректированный по частотной характеристике А шумомера по ГОСТ 17187, в дБА.

3.5. уровень звука: Уровень звукового давления шума в нормируемом диапазоне частот, корректированный по частотной характеристике А шумомера по ГОСТ 17187 в дБА.

6. Уровень звука — уровень звукового давления шума в нормируемом диапазоне частот, корректированный по частотной характеристике А шумомера по ГОСТ 17187, в дБА.

3.2 уровень звука (A-weighted sound pressure level) LpA, дБА: Корректированный по частотной характеристике А уровень звукового давления.

Смотри также родственные термины:

3.11 Уровень звука излучения LpA (в децибелах А) — уровень звукового давления излучения, определенный по соответствующему стандарту с использованием частотной коррекции А шумомера.

3.2 уровень звука излучения (A-weighted emission sound pressure level) LpA, дБА: Величина, равная десятикратному десятичному логарифму отношения квадрата звукового давления, измеренному при частотной характеристике А шумомера, к квадрату опорного звукового давления р [р = 20 мкПа].

3.2 уровень звука излучения (A-weighted emission sound pressure level) LpA, дБА: Величина, равная десятикратному десятичному логарифму отношения квадрата звукового давления, измеренному при частотной характеристике A шумомера, к квадрату опорного звукового давления р [р = 20 мкПа].

3.1 уровень звука излучения единичного события (A-weighted single-event emission sound pressure level) LpA,1s, дБА: Эквивалентный уровень звука единичного звукового события заданной продолжительности Т (или измеренный при заданной продолжительности измерения Т),приведенный к опорному интервалу времени Т = 1 с.

Примечание — Уровень звука излучения единичного события рассчитывают по формуле

(1)

где опорное звуковое давление p = 20 мкПа.

3.19 уровень звука излучения на рабочем месте LpWSA , дБА (A-weighted emission sound pressure level at the work station): Усредненный по энергии уровень звука излучения на рабочем месте.

3.2 уровень звука на поверхности дБА: Среднее значение уровня звука на измерительной поверхности.

3.3 уровень звука на поверхности (surface sound pressure level) , дБА:Усредненный (в энергетическом смысле) по совокупности точек измерений и числу измерений в этих точках уровень звука на измерительной поверхности.

4.1. Уровень звука над лестничным полотном , дБА

5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

3.5 уровень звука с временной коррекцией (time-weighted sound level), дБ: Двадцать десятичных логарифмов отношения данного среднеквадратичного частотно корректированного звукового давления, полученного путем усреднения по времени с заданной функцией временной коррекции, к опорному звуковому давлению.

1. Для уровней звука, полученных при временных характеристиках F и S, рекомендуют следующие обозначения: LAF, LAS — для корректированных по A, LCF, LCS — для корректированных по С уровней звука.

2. В национальных стандартах Российской Федерации единицы измерения уровней звука, корректированных по А, обозначают дБА корректированных по С — дБС.

3. При необходимости допускается вместо термина «корректированный по А (или С) уровень звука» применять термин «уровень звука А» (или «уровень звука С»). Например, допустимо словосочетание «корректированный уровень звука А», где слово «корректированный» применяют в ином, по сравнению с указанным в примечании к 3.3 смысле.

4. Корректированный по А уровень звука с временной коррекцией LAt(t) в произвольный момент времени t представляется формулой

(1)

где t — экспоненциальная постоянная времени для временных характеристик F или S, с;

ξ — переменная интегрирования от некоторого времени в прошлом, которое обозначено -∞ как нижний предел интегрирования, до времени наблюдения t;

pA(ξ) — мгновенное корректированное по А звуковое давление;

р — опорное звуковое давление.

В формуле (1) числитель аргумента под знаком логарифма — экспоненциально взвешенное среднеквадратичное корректированное по А звуковое давление в момент наблюдения t.

5. На рисунке 1 представлена последовательность обработки сигнала, описываемая формулой (1).

Рисунок 1 — Последовательность обработки сигнала при формировании показаний уровня звука с временной коррекцией

3.5 уровень звука с временной коррекцией (time-weighted sound level), дБ: Двадцать десятичных логарифмов отношения данного среднеквадратичного частотно-корректированного звукового давления, полученного путем усреднения по времени с заданной функцией временной коррекции, к опорному звуковому давлению.

1 Для уровней звука, полученных с временными характеристиками F и S, рекомендуют следующие обозначения: LAF, LAS — для корректированных по A, LCF, LCS — для корректированных по С уровней звука.

2 В межгосударственных стандартах единицы измерения уровней звука, корректированные по А, обозначают дБА, корректированные по СдБС.

3 При необходимости допускается вместо термина «корректированный по А (или С) уровень звука» применять термин «уровень звука А» (или «уровень звука С»). Например, допустимо словосочетание «корректированный уровень звука А», где слово «корректированный» применяют в ином, по сравнению с указанным в примечании к 3.3, смысле.

4 Корректированный по А уровень звука с временной коррекцией LAt(t) в произвольный момент времени t представляется формулой

(1)

где t — экспоненциальная постоянная времени для временных характеристик F или S, с;

x — переменная интегрирования от некоторого времени в прошлом, которое обозначено -¥ как нижний предел интегрирования, до времени наблюдения t;

рА(x) — мгновенное корректированное по А звуковое давление;

р — опорное звуковое давление.

В формуле (1) числитель аргумента под знаком логарифма — экспоненциально взвешенное среднеквадратичное корректированное по А звуковое давление в момент наблюдения t.

5 На рисунке 1 представлена последовательность обработки сигнала, описываемая формулой (1).

Рисунок 1 — Последовательность обработки сигнала при формировании показаний уровня звука с временной коррекцией

3.6 уровень звука транспортного средства (vehicle Sound Level) Lveh,дБА:Максимальный уровень звука, определенный для опорной скорости по зависимости линии регрессии максимального уровня звука транспортных средств от логарифма скорости, построенной для каждой категории транспортных средств.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое "Уровень звука" в других словарях:

уровень звука — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN acoustic level Physical quantity of sound measured, usually expressed in decibels. (Source: KORENa) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики охрана… … Справочник технического переводчика

Уровень звука — уровень звукового давления, в частотную характеристику которого введена стандартная коррекция «А», учитывающая плохую слышимость человеческим ухом звука высоких и низких частот по отношению к средним. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь

Читайте также:  Ифнс личный кабинет физического лица красноярск

уровень звука — rus уровень (м) звука eng sound level fra niveau (m) acoustique, niveau (m) sonore deu Schallpegel (m) spa nivel (m) acústico, nivel (m) sonoro, nivel (m) de ru >Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

уровень звука с временной коррекцией — 3.5 уровень звука с временной коррекцией (time weighted sound level), дБ: Двадцать десятичных логарифмов отношения данного среднеквадратичного частотно корректированного звукового давления, полученного путем усреднения по времени с заданной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Уровень звука излучения — 3.11 Уровень звука излучения LpA (в децибелах А) уровень звукового давления излучения, определенный по соответствующему стандарту с использованием частотной коррекции А шумомера. Источник: ГОСТ 27409 97: Шум. Нормирование шумовых характеристик… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

уровень звука на поверхности — 3.2 уровень звука на поверхности дБА: Среднее значение уровня звука на измерительной поверхности. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

уровень звука излучения единичного события — 3.1 уровень звука излучения единичного события (A weighted single event emission sound pressure level) LpA,1s, дБА: Эквивалентный уровень звука единичного звукового события заданной продолжительности Т (или измеренный при заданной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

уровень звука транспортного средства — 3.6 уровень звука транспортного средства (vehicle Sound Level) Lveh,дБА:Максимальный уровень звука, определенный для опорной скорости по зависимости линии регрессии максимального уровня звука транспортных средств от логарифма скорости,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

уровень звука излучения на рабочем месте LpWSA — 3.19 уровень звука излучения на рабочем месте LpWSA , дБА (A weighted emission sound pressure level at the work station): Усредненный по энергии уровень звука излучения на рабочем месте. Источник: ГОСТ 31336 2006: Шум машин. Технические методы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Уровень звука над лестничным полотном — 4.1. Уровень звука над лестничным полотном , дБА 5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Источник: ГОСТ 4.476 87: Система показателей качества продукции. Эскалаторы. Номенклатура показателей … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Звук – разновидность кинетической энергии, которая называется «акустической» и представляет собой пульсацию давления, возникающую в физической среде при прохождении звуковой волны.

Интенсивность звука – сила звука, средняя по времени энергия, переносимая звуковой волной через единичную площадку, перпендикулярную к направлению распространения волны в единицу времени.

Громкость звука – субъективная величина слухового ощущения, которая зависит от интенсивности звука и его частоты. При неизменной частоте громкость звука растет с увеличением интенсивности. При одинаковой интенсивности наибольшей громкостью обладают звуки в диапазоне частот 700-6000 Гц. Ну- левой уровень громкости звука соответствует звуковому давлению 20 мкПа и силе звука 10-12 Вт/м2 при частоте 1 кГц.

Звуковое давление – звуковая энергия, которая попадает на единицу площади, расположенную в заданном направлении от источника звука и удаленную от него на определенное расстояние (как правило, на 1 м). Звуковое давление измеряется в паскалях (Па).

Децибел – логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений, безразмерная носительная характеристика, позволяющая сравнивать между собой нужные величины:

Полный период колебания волны (звукового давления) состоит из полупериода сжатия (повышения давления) и последующего полупериода разряжения молекул воздуха (понижения давления). Звуки с большей амплитудой (громкие) вызывают более сильное сжатие и разряжение молекул воздуха, чем звуки с меньшей амплитудой (тихие).

В зависимости от контекста существует множество различных определений звука:

Звук – это упругие волны, продольно распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания. Чтобы понять, как распространяются данные волны, дополним это определение:
Звук – это процесс последовательной передачи колебательного состояния в упругой среде.

В современной физике утвердился взгляд, при котором многие процессы отождествляют с энергией.

Звук – это разновидность кинетической энергии, которая называется «акустической» и представляет собой пульсацию давления, возникающую в физической среде при прохождении звуковой волны. Звук распространяется по волновым законам, следовательно, к нему применимы такие общие физические понятия, как интерференция и дифракция. Результатом интерференции может быть как усиление, так и уменьшение уровня звука, например, при сложении одного и того же сигнала, но с различной фазировкой. При расчете параметров звукового поля на открытых пространствах следует учитывать множество различных факторов, например, влажность, ветер, температуру, например, при высокой температуре звук распространяется вверх, а при низкой температуре – вниз.

В акустике присутствует множество различных факторов, которые необходимо учитывать при выборе и расстановке звукового оборудования и микшерного пульта. Одним из таких факторов является реверберация. Звук в закрытых или открытых пространствах распространяется по разному. Стены комнаты отражают звуковые волны, тогда как на открытой площадке волны проходят практически без столкновений с какими-либо препятствиями. В закрытом пространстве за счет отражений уровень звука выше. В открытом пространстве звук распространяется практически по прямой. Прямой звук идентичен оригиналу по качеству и форме. Отраженный звук, наоборот, сильно зависит от отражающей способности места (после неопределенного числа отражений, достигает слушателя со всех сторон, и слушатель не может точно установить точку его происхождения). Распространение звука в этом случае происходит через первичные и вторичные отражения исходного звука от горизонтальных и вертикальных поверхностей помещения. Уровень отражения в большой степени зависит от характера стен, типа материала, из которого они сделаны, их гладкости, поглощающих свойств и изменения поглощения на раз-личных частотах. Мебель также может играть решающую роль в распространении звука – в зависимости от ее расстановки и поглощающей способности. Слушателю приходится воспринимать как прямой, так и отраженный звук. Время, с момента, в который звуковой источник прекращает излучать до момента, в который звук больше не воспринимается, определяется как время реверберации. Замечено, что любая среда характеризуется собственной "музыкальной окраской", связанной с распространением отраженных звуков и временем реверберации, которое и характеризует эту среду. Единственной переменной в уже существующей структуре остается мебель. Наилучшие результаты могут быть получены, когда принимается во внимание конструкция мебели, материал, из которого она сделана и ее расстановка в помещении.

Читайте также:  Anti android network toolkit

Реверберация – это явление, которое возникает, когда слышен не прямой звук от источника, а отраженный от встречающихся на пути звуковой волны препятствий или помех различного характера. Для предотвращения нежелательного воздействия отраженного звука на прямой необходимо, чтобы последний, при задержке более чем на 50 мс, достигал слушателя уменьшенным не более чем на 10 дБ. Время реверберации пропорционально объему окружающего пространства и обратно пропорционально суммарному поглощению поверхностей, составляющих ее. Отраженный звук, который достигает уха слушателя через 40-50 мс после прямого, расценивается как усиление, окраска первоначального звука. Отраженные звуки, которые доходят с задержкой 50-80 мс, наоборот, искажают первоначальный сигнал и могут стать причиной потери разборчивости.

Звуковое давление – звуковая энергия, которая попадает на единицу площади, расположенную в заданном направлении от источника звука и удаленную от него на определенное расстояние (как правило, на 1 м). Звуковое давление измеряется в паскалях (Па).

Уровень звукового давления (англ. SPL, Sound Pressure Level) – значение звукового давления, измеренное по относительной шкале, отнесённое к опорному давлению Рspl = 20 мкПа, соответствующему порогу слышимости синусоидальной звуковой волны частотой 1 кГц. SPL измеряется в децибелах (дБ). Децибелы, в отличие от паскалей, чаще применяются на практике из-за большего удобства. Считается, что человек слышит в диапазоне 0-120 дБ (20 — 20000000 мкПа). В таблице 2.2 приведена зависимость между звуковым давлением в мкПа и уров-нем звука в дБ.

Звуковое давление (мкПа) Уровень звука (дБ)
20
60 10
200 20
600 30
2.000 40
6.000 50
20.000 60
60.000 70
200.000 80
600.000 90
2.000.000 100
6.000.000 110
20.000.000 120

Зависимость уровня звукового давления от подводимой мощности

Слух, как и другие человеческие ощущения, воспринимает воздействие по логарифмическому закону (см. рис. 2.6). Для того чтобы удвоить звуковое давление, не достаточно удваивать число источников звука или электрическую мощность громкоговорителей, а необходимо удесятерять. Увеличение акустического давления может быть получено установкой нескольких громкоговорителей, расположенных близко друг к другу и ориентированных в одном направлении или при каждом удвоении мощности громкоговорителей, в любом случае, увеличение (или уменьшение) акустического давления будет ±3 дБ (в дальнейшем мы сформируем более точное правило). Для построения зависимости уровня звукового давления от подводимой мощности обратимся к теории. Мгновенное значение звукового давления в точке среды изменяется как со временем, так и при переходе к другим точкам среды, поэтому практический интерес представляет среднеквадратичное значение данной величины, называемое интенсивностью звука.

Интенсивность – это поток энергии в какой-либо точке среды в единицу времени, прошедший через единицу поверхности (1 м2), являющейся нормалью к направлению распространения звуковой волны (измеряется в Вт/м2). Интенсивность иначе называют силой звука. Интенсивность определяет громкость звука, которую мы слышим. Мы не можем померить ее непосредственно (особенно в закрытых помещениях), поэтому на практике данную величину связывают с мощностью источника логарифмическим соотношением:

Уревень интенсивности характеризует звук только с физической стороны. Из предыдущего следует, что зву­ки разных частот при одном и том же уровне интенсив­ности могут оказаться и слышимыми и неслышимыми. Для оценки субъективного восприятия звука по уров­ню введен ряд характеристик. Одной из таких характеристик служит уровень слухового ощущения (или просто уровень ощущения), определяемый законом Вебера-Фехнера. Согласно определению (2.2) уровень ощущения

где Lnc — уровень интенсивности звука на пороге слы­шимости.

Все измерители уровня обычно градуируют по звуковому давлению, и поэтому результаты измерений выражают в величи­нах уровней звукового давления

Таким образом, уровень ощущения представляет со­бой уровень интенсивности звука, находящийся над уровнем порога слышимости на той же частоте. Он учи­тывает зависимость порога слышимости от частоты и, тем самым, более точно характеризует субъективное восприятие звука на разных частотах, чем уровень ин­тенсивности.

При уровнях гораздо выше уровня порога слыши­мости этот уровень все же неточно характеризует вос­приятие звука. Поэтому были введены понятия громко­сти и уровня громкости, с помощью которых можно получить более точную оценку субъективного восприя­тия звука.

Человек может довольно точно установить равенст­во громкостей двух звуков любого частотного состава. Это свойство слуха использовали для введения поня­тия уровня громкости. За эталон уровня громкости принимают уровень интенсивности чистого тона с ча­стотой 1000 Гц. Единица уровня громкости называется фоном. Итак уровень громкости в фонах на частоте 1000 Гц равен уровню его интенсивности в децибелах. За уровень громкости (в фонах) любого другого звука принимают уровень интенсивности в децибелах равногромкого с ним тона с частотой 1000 Гц, т. е. считают

где G — громкость звука.

Чтобы определить уровень громкости какого-либо звука, достаточно взять с частотой 1000 Гц и изме­нять его уровень до тех пор, пока его громкость не бу­дет одинаковой с громкостью определяемого звука. Уро­вень интенсивности эталонного тона при этом численно будет равен уровню громкости определяемого звука.

На рис. 2.6 приведены кривые равной громкости, полученные при сравнении тонов разных частот с эта-

лонным. Они определены для всего диапазона слухово­го восприятия по частоте и уровню. Как видим, по ме­ре повышения уровня громкости кривые равной гром­кости спрямляются. Например, для нулевого уровня громкости (на пороге слышимости) уровень интенсив­ности тона с частотой 100 Гц равен 38 (см. рис. 2.6).

а тона с частотой 500 Гц — 7 дБ. Для получения уров­ня громкости, равного 80 фон (см. рис. 2.6, кривая 80), уровень интенсивности тех же тонов должен быть взят равным соответственно 83 и 80 дБ, т. е. оба тона будут практически одинаково громки, если они будут иметь одинаковые уровни интенсивности. Следователь­но, на высоких уровнях громкости слух имеет частот­ную характеристику чувствительности, близкую к рав­номерной, поэтому физическая и субъективная харак­теристики будут близки друг к другу. Это обстоятель­ство привело к двум практическим рекомендациям.

Допустим, что слушание радиопередачи идет на уровне 80 фон, при этом все частотные составляющие передачи при их одинаковой интенсивности звучат поч­ти одинаково громко. Теперь уменьшим усиление (приемника) на 30 дБ, тем самым уровень интенсивно­сти звучания снизится на 30 дБ. Вследствие этого ча­стотные составляющие, находящиеся около частоты 1000 Гц, будут иметь уровень громкости 50 фон, а со­ставляющие, находящиеся около частоты 100 Гц, снизятся по уровню громкости до значения, равного 22 фон (см. крестики рис. 2.6); они будут звучать менее громко, чем средние частоты. Чтобы звучание низких частот осталось таким же, как и звучание средних, не обходимо скорректировать частотную характеристик приемника путем подъема его чувствительности на низких частотах (на 17—20 дБ на частоте 100 Гц). В хо- роших радиоприемниках при уменьшении коэффициента усиления автоматически корректируется величин усиления на низких частотах (происходит увеличение коэффициента усиления).

Читайте также:  Кажется он стесняется нам сказать

При измерении высоких уровней громкости шумочувствительность измерителей (шумомеров) должен быть почти не зависящей от частоты, что соответствует субъективному восприятию звука по громкости. При измерении низких уровней громкости показания шумомера будут близкими к субъективным только, если при этом будет учтено то обстоятельство, что слух слабее воспринимает низкие частоты, чем средние при низки уровнях громкости.

Для иллюстрации в табл. 2.1 приведены уровни громкости в фонах и громкости в сонах для ряда типо­вых звучаний.

Источник (место) шума или звука Громкость, сон Уровень громкости , фон
Кабина самолета 600—800 125—130
Котельный цех 100—150 100—105
Фортиссимо оркестра 50—100 " 90—100
Поезд метро 30—45 85—90
Зал при массовых сценах 22—45 80—90
Телеграфный зал 16—22 75—80
Оратор на расстоянии 1 м 10—22 70—80
Шумное собрание 7—10 65-70
Обычный разговор на расстоянии 1 м 3-5 55—60
Театральный зал 1—2 40—50
Пианиссимо оркестра 0,6-1 35—40
Библиотека 0,2—0,4 25—30

ЭФФЕКТ МАСКИРОВКИ

Известно, что в тишине можно отлично слышать писк комара и жужжание мухи, тикание часов и т. п., а в шуме и при помехах можно не услышать даже гром­кий звонок, т. е. при шуме и помехах порог слышимо­сти для слабого звука увеличивается. Это повышение порога слышимости называют маскировкой. Величина маскировки определяется по формуле

где Lп.c.ш и Lп.с.т — уровни порогов слышимости в тиши­не и в шумах.

При увеличении порога слышимости соответственно изменяется и уровень ощущения Е. При интенсивности I в условиях приема в шумах [см. (2.2)] для уровня ощущения звука имеем

где Iп.с.ш — интенсивность на пороге слышимости при наличии помех и шумов; Ет — уровень ощущения того же звука в тишине.

Таким образом, при изменении уровня помех даже при неизменном уровне интенсивности звука уровень ощущения изменяется.

Это явление объясняется тем, что при действии поме­хи, имеющей частотные составлющие в той же области, что и принимаемый звук, а по уровню интенсивности значительно превышающей уровень принимаемого зву­ка, нервные окончания уже возбуждены и посылают импульсы в слуховой центр, соответствующие помехе. Из-за дискретности восприятия слабый принимаемый звук ничего не может добавить к этому восприятию, и поэтому мы его не слышим. Если бы помеха была убрана, то он смог бы возбудить нервные окончания соответст­венно своему уровню и частотным составляющим. Не­ясное ощущение принимаемого звука получается тогда, когда интенсивность слабого звука, добавляясь к ин­тенсивности помехи в этой же критической полоске слуха, создает суммарную интенсивность, достаточную для скачка на следующую градацию уровня [т. е. при увеличении интенсивности в среднем на 20% (см. § 2.4)]. Четкое же ощущение принимаемого звука по­лучается только тогда, когда уровень принимаемого звука превышает уровень составляющих помехи, нахо­дящихся в той же критической полоске слуха, что и принимаемый звук.

Низкочастотные тоны сильнее маскируют высоко­частотные. Объясняется это тем, что волокна улитки, резонирующие на низких частотах, находятся далеко от овального окна (см. рис. 2.1), поэтому лимфа, ко­леблющаяся в каналах улитки в той или иной степени, возбуждает все волокна, находящиеся ближе их к овальному окну, т. е. высокочастотные волокна. На вы­соких частотах резонирующие волокна находятся близ­ко от овального окна и колебания лимфы замыкаются, не доходя до более удаленных низкочастотных волокон. Если помеха широкополосная, то даже при боль­шом превышении общего ее уровня над уровнем при­нимаемого тона последний может быть услышан, по­скольку уровень помех, находящихся в пределах крити­ческой полоски (в которой находится и принимаемый тон), может быть довольно малым. Для равномерной помехи в диапазоне частот 100—5000 Гц это превыше­ние достигает 15 дБ.

Для низких уровней частотный диапазон маскиров­ки мал, для высоких — он простирается на широкую область частот, лежащих выше частоты маскирующего тона. При этом можно отметить повышение маскиров­ки на частотах, кратных частоте маскирующего тона (см. рис. 2.7а, на частотах 2000 Гц). Этот эффект бу­дет объяснен ниже (>см. § 2.10). Снижение маскировки

(провалы) при небольшой разности частот маскирующе­го и маскируемого тонов (см. рис. 2.7а, на частотах 1000 и 2000 Гц) объясняются попаданием их в одну и ту же критическую полоску слуха (появляются слыши­мые биения частот).

Шумовая маскировка имеет плавный спад к высо­ким частотам и крутой к низким (рис. 2.76).

На рис. 2.7а и б приведены кривые маскировки, иллюстрирующие сказанное.

Кроме маскировки, шумы и помехи при их значительном уров­не и длительном воздействии вызывают необратимые явления в слуховом органе: наиболее чувствительные клетки органа Корти изнашиваются, и порог слышимости повышается (человек глохнет). Это наблюдается у клепальщиков, машинисток и людей другая профессий, связанных с пребыванием в шумах. По той же причине городские жители имеют пороги [слышимости выше, чем сельские Порог слышимости повышается и у детей, которых регулярно «убаюкивает» громкая радиопередача. Отмечено, что у молодежи за последние годы резко возросли пороги слышимости. Причиной этого явилось увлечение поп-музыкой, отличающейся высокими уров­нями громкости звучания.

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *